О загробной жизни, материалистическом взгляде на мир и добрых католиках #история "Если бы душа была вечной, бог не преминул бы вернуть одну из них для того, чтобы осудить и опровергнуть атеизм..." (с) Автор этих слов — Лючилио Ванини (1585—1619) — итальянский философ-вольнодумец, бывший священник, проповедник рационалистического мировоззрения, один из идейных предшественников научного скептицизма. Эти слова Ванини из его трактата "Амфитеатр вечного провидения" приведены в книге В.И. Рутенбурга "Великий итальянский атеист Ванини" (изд-во Академии наук СССР, 1959). В другом своём труде, под названием "Диалоги", итальянский мыслитель писал о том, что поскольку никем не предоставлены доказательства жизни после смерти, то человеку не имеет смысла надеяться на загробную жизнь. Поэтому необходимо жить полнокровной земной жизнью, развивая и совершенствуя и разум и тело. Представители католической церкви того времени (как и современные католики) не могли ничего противопоставить словам молодого мыслителя. Никто из них до сегодняшнего дня не смог показать хоть одну душу, которую бог вернул с того света чтобы опровергнуть атеизм. За свои рациональные взгляды Лючилио Ванини был предан католиками страшной казни. Ванини в целом давал рационалистическое толкование всем явлениям. У него душа, мысль были неотделимы от человека, от тела; мысль существует вместе с человеком, тело является инструментом, порождающим мысль. Происхождение человека он рассматривал с материалистических позиций. В «Диалогах» Ванини приводит слова врача и философа Джеро́ламо Кардано, считавшего, что если мелкие животные появились из воды, то и крупные могли появиться путем самозарождения. Ванини отмечал, что плоть человеческая (т.е. ткани человеческого тела) похожа на плоть животных, и поведение человека сходно с поведением обезьян и др. животных. «Другие думают, — писал Ванини в "Диалогах", — что человек произошел от обезьян, свиней и лягушек, из разложения их трупов, так как плоть человеческая и поведение его сходно с ними». В том же труде, ссылаясь на мнение неких неназванных безбожников (атеистов), он писал: «Атеисты говорят, что первые люди ходили сгорбленные, на четырех конечностях, как животные, и только впоследствии, при помощи больших усилий, изменили это положение, освободив руки… Говоря о появлении человека, я решаю этот вопрос с учетом градации, ведущей от наиболее низкого вида к самому высокому». Советский историк В.И. Рутенбург отмечает: "Все это — не научные доказательства и даже не научные гипотезы, но гениальные догадки". Демонстрируя скептическое отношение к загробной жизни, Ванини не мог обойти и тему воскресения мёртвых. Ванини говорит, что "все это побасенки", выдуманные лжецами. Он считал что данный вымысел имеет следующий исток: люди могут долго находиться в состоянии летаргического сна, пробуждение от которого может восприниматься как воскресение из мертвых. Корни верования в возможность воскресения мертвецов он видел в Древней Греции и причиной появления такого верования также считал и то, что это было выгодно государству. Чудеса он характеризовал как «сказки, достойные осмеяния, изобретаемые и рассказываемые правителями с целью держать в страхе невежественную толпу». Он едко насмехается над верой в существование духов (демонов), которые якобы вмешиваются в жизнь людей. По его мнению, духов нет «ни над, ни под луной». Он невежеством считал то, что излечение от болезни некоторые люди видят во влиянии духов, и улучшение здоровья при болезнях объяснял материалистическими причинами. Итальянский мыслитель рационалистически и материалистически объяснял и т.н. "чудесные видения", которые наблюдали некоторые люди и которые в те времена связывали либо с духами, либо с другими сверхъестественными феноменами. Он писал о том, что может вызывать видения: мираж на море, «который отражается как в зеркале», или воображение ума, рисующее какие-либо фигуры или предметы при наблюдении выходящего из земли или из воды пара и дыма. Ванини писал о том, что можно даже увидеть сразу три солнца. Это является результатом преломления лучей в парах тумана. Он считал также возможным искусственно создать "чудесное видение" при помощи зеркал. Лючилио Ванини демонстрировал скептическое отношение как к экстрасенсам древних времён, которые были известны как оракулы и сибиллы, так и к экстрасенсам своего времени. Известно, что в Древней Греции оракулы и сибиллы произносили свои пророчества в состоянии экстаза. Ванини считал, что эти прорицатели произносили свои речи либо под влиянием алкоголя, либо под влиянием дурманящих испарений из пещер - отвергая возможность какого-либо сверхъестественного воздействия на них. Итальянский мыслитель в своём труде "Диалоги" критиковал современных ему гадателей, которые толковали сны: "Тех, кто ...толкует их, следовало бы презирать, так как они пользуются этим, как средством обмана слабых душой и неразумных». Явление сна автор данного трактата объясняет также материалистически: «…Во время сна, — говорит он, — формируется и изменяется кровь… наш мозг активен и во сне, он порождает мысли». Он искал материалистическое объяснение сновидений и полагал, что последние зависят от пищи: «бобы, фасоль, лук несут сны с волнениями…». Также Ванини демонстрировал критическое отношение к мнению о том, что идолы языческих богов якобы способны предсказывать будущее. В последние месяцы своей жизни до ареста Ванини зарабатывал на жизнь репетиторством, обучая детей и юношей в городе Тулузе на юге Франции. На своих занятиях он учил тому, что "тела не имеют души", и опровергал церковные догматы. Позже во время судебного процесса над ним в этом городе говорилось, что он практиковал тайные лекции, которые читал дважды в неделю. Судивший его судья Грамон говорил, что лекции им читались «среди самой юной части молодежи, падкой на новые идеи». На этих лекциях он знакомил слушателей с аргументацией атеистов по разным вопросам. Осенью 1618 года Лючилио Ванини был арестован властями Тулузы за антирелигиозную пропаганду, т.к. под влиянием его обучения молодые люди расценивали учение католической церкви как ложное учение. Советский историк В.И. Рутенбург в своей книге приводит слова современника тех событий: «В ноябре месяце прошлого (1618) года был арестован и заключен в городскую тюрьму Тулузы некий итальянец, философ и очень ученый человек, который преподавал на дому детям и юношам из хороших семей... Он придерживался мнения и обучал, что наши тела не имеют души и что умирая каждый из нас становится мертвым, как и грубые животные... Своим красноречием он так настоятельно внедрял свое вредное мнение в сознание своих слушателей, что они начали колебаться в вере, принимая ее за ложное учение. Когда сведения об этом дошли до ведома парламента, последний вынес решение против этого нового магистра....» После ареста итальянец вёл себя весьма рационально, не желая в молодом возрасте принимать смерть от фанатиков: в тюрьме он выдавал себя за верующего человека, верного учению господствующей религии, и на судебных заседаниях опровергал выдвигаемые в его адрес обвинения в безбожии и богохульстве. В наше время так себя ведут атеисты в ряде стран мусульманского Востока - если их обвиняют в безбожии. После оглашения приговора Ванини понял, что все пути отрезаны, и тогда вступил в открытый бой. Советский историк В.И. Рутенбург пишет: "Как пишет его судья Грамон (и подтверждается «Дневником Эскироля», хранящемся в парижской Национальной библиотеке и исследованном Е. В. Тарле), Ванини сбросил маску и прямо заявил, что он католичества не признает и умирает верным своим идеям". 9 февраля 1619 г., в день оглашения приговора, французские католики предали Ванини страшной и мучительной казни. Общая формула обвинения звучала так — в «атеизме, кощунстве, нечестии и других преступлениях». С веревкой на шее, с зеленой восковой свечой в связанных руках молодого философа привели на место казни. На площади перед местом казни под балдахином сидели представители церкви в парадных облачениях, и другие уважаемые в городе люди. Дамы были одеты в праздничные одежды. Толпа горожан запрудила всю площадь. Осужденного сопровождал католический монах из ордена кордильеров, который утешал его, говоря о о милосердии божьем (то есть - говорил о том, что на том свете Бог может простить его). Однако Ванини (если верить описывающему казнь современнику) в резкой форме дал ему понять что не нуждается в этих утешениях, и заявил что идёт на смерть "неустрашимым". Перед казнью католики велели ему просил прощения у бога. Однако в ответ на это он в своём последнем слове заявил о том, что не существует "ни бога, ни дьявола". Об этом свидетельствует современник тех событий, которого цитирует советский историк. Согласно принятому судебному решению, безбожника должны были задушить, а потом сжечь его тело на костре. Ванини приказали высунуть язык, чтобы палач мог отрезать его. Однако он отказался высунуть язык, и ему отсекли его клещами насильно. Дальнейшие события в своей книге "Великий итальянский атеист Ванини" советский историк описывает следующим образом: "После этого, согласно приговору, как пишет судья Грамон, «его должны были задушить, перед тем, как предать огню на костре». Однако даже Грамон не говорит о том, что его задушили...Суд нарушил собственное решение и сжег Ванини живым. Пепел сожженного был развеян по ветру…". Иллюстрация из книги "Великий итальянский атеист Ванини": бюст, установленный на его родине в Италии.

Теги других блогов: это интересно цитаты